Городище

Паводле miesta.by   

Источники:

  1. І.І. Каліноўскі, "Тэхналагічная карта (Метадычная распрацоўка) і кантрольны тэкст агляднай экскурсіі па г. Полацку на тэму "Полацк – найстаржытнейшы горад Беларусі""
  2. У. А. Арлоў, "Таямніцы Полацкай гісторыі"

вторая пол. VIII - вторая пол. IX в.

перевод командой сайта

Древнее городище мысового типа было основано балтами - предками современных латышей и литовцев. Бывшее городище и поселение около него сохранилось и до нашего времени. Именно там начинался Полоцк, основанный кривичами в VIII в. на месте бывшего балтского поселения, Полоцк возник как торгово-ремесленный центр кривичей-полочан и как резиденция местной администрации. Этот статус обеспечивал стабильное развитие города на протяжение IX-X вв.

В летописях Полоцк называют Полотеск, Полтеск, в скандинавских сагах Полтескиуборг, Полтескиа. Этому городу судьба предопределила стать колыбелью беларусской государственности, культуры и духовности, исторической прародиной беларусов.

К сожалению, полоцкие летописи молчат, они до нашего времени не дошли, источники же русских летописей про Полоцкую землю немногочисленны. Довольно много раз Полоцк упоминается в скандинавских сагах.

В курганах около Полоцка часто находят характерные древним балтам широкие орнаментированные и звереголовые браслеты. Интересные открытия ждали археологов около полоцкой деревни Дмитриевщина, где в захоронениях курганного могильника найдены типично латгальские нагрудные украшения.

Встречи давнейших и новых жителей Придвинья, конечно же, не всегда были мирные. Балты и славяне много чем отличались между собой, но существовало и то, что их объединяло, - общая языческая вера. Видимо, именно она позволила найти взаимопонимание, ужиться и в конце концов в начале II тысячелетия н. э. слиться в одну этническую общность.

Историки до сих пор спорят, кто же всё-таки беларусы - славяне с сильной примесью балтской крови или ославяненые балты, однако в любом случае теперешние латыши и литовцы приходятся нам кровными братьями. Доказательста тому - одинаковые сюжеты песен и преданий, орнаменты, блюда, орудия труда, косынки и фартухи в народной одежде. Да и древнее Купалье кроме беларусов сохранили только латыши, у которых оно называется Лиго.

вторая пол. X в.

У всех народов государство начинается с города. Полоцк того времени - это обнесённый деревянными стенами, обведённый валом и рвом град-детинец, а также неукреплённый окольный город - посад, где жили ремесленники. Они селились и около княжецкого детинца, и чуть дальше, где теперь городской стадион. В Полоцке было тысяч пять жителей - немного меньше чем в Киеве и Новгороде и больше за любой другой восточнославянский город.

Летописи называют Полоцк среди городов, где сидели князья, которые признавали старшим киевского князя Олега. Вместе с тем власть далёкого Киева никогда не была здесь устойчивой. Город наших предков стремился жить независимо и строить свою державу. Хорошие условия для этого создало выгодное географическое положение на путях, которые связывали Арабский халифат и Хазарию со скандинавией и славянским миром. Объединению придвинских земель способствовали общие природные условия (а значит и образ жизни) и, конечно, этнические особенности здешних жителей, в чьих жилах смешалась балтская и славянская кровь.

Во второй половине X в. в Полоцке управлял независимый ни от Киева, ни от Новгорода князь Рогволод. (Возможно, он был сыном полоцкой княгини Предславы, упомянутой в соглашении, которое в 945 г. подписали Византия и киевский князь Игорь.) Иначе говоря, как раз в те времена и начала существование первая беларусская держава - Полоцкое княжество.

На союз с нею мог рассчитывать тот, кто возьмёт в жёны дочь Рогволода Рогнеду. Могло кружить над Полотою свадебное веселье с хмельным мёдом и заморским вином, с песнями гусляров и присягами на вечную взаимную верность. Историе же решила по-своему: не рамейское вино лилось на Рогнединой свадьбе, а кровь...

вторая пол. X - вторая пол. XI в.

Сын Рогнеды и Владимира Изяслав в полоцким родоводе фактически положил начало возрождению династии местных князей, которые после Изяслава наывали себя Изяславовичами. Изяслав вошёл в историю как образованный человек-книжник. При его княжении начала собираться библиотека Софийского собора. В 992 г. была создана епископская кафедра. Умер Изяслав в 1001 г., а его сын Брачеслав, который княжил в Полоцке с 1001 по 1044 г. смог укрепить свою державу. При Брачеславе полоцкие земли расширились, а сам Полоцк снова заявил про свою самостоятельность и укрепил положение на довольно значительном участке торгового пути, что проходил по Западной Двине.

Вернёмся к событиям конца X в., когда Полоцкое городище было разрушено. Современные полоцкие историки считают, что после разрушения городища, оно не перестало существовать. Жизнь на нём продолжалась до конца XIII - начала XVI в. Многочисленные вещи, найденные во время раскопок, свидетельствуют, что князь с дружиной, бояре, ремесленники по-прежнему жили на городище. После XIII ст. статус городища изменился. Позже тут было кладбище, а в наше время расположена довольно плотная частная застройка, которая не позволяет сделать этот ценный археологический памятник важным экскурсионным объектом.

Да, мы должны помнить, что начало Полоцка именно там, что на городище располагался княжецкий двор полоцких Изяславичей, внуков Рогволода. Вместе с боярами, славными мужами-полочанами, тут жил известный князь Всеслав Брачеславович и многие его знаменитые предки.

< Назад к Городище